Персональный сайт воспитателя группы дошкольного образования
Самодуровой Нины Петровны

Методические материалы=>Доклады педсоветов

Доклады педсоветов


Социальная и психолога-педагогическая компетентность
воспитателя в условиях реализации образовательной программы.


Каждый человек обладает потенциалом двигаться в
естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.

В.Э. Пахальян.

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В современных условиях противоречие между требуемым и актуальным уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации этих направлений углубляется.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, повышение качества его образования. Правомерность существования нового понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах В.А. Болотова, O.E. Лебедева, В.В. Серикова, A.B. Хуторского.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

Основные компоненты профессиональной компетентности педагога ДОУ:

а) специальные знания;

б) умения и навыки эффективного общения с детьми, коллегами, родителями детей в процессе восприятия другого человека, установления с ним контакта и в процессе обмена информацией;

в) умения и навыки личностно- ориентированного взаимодействия с детьми;

г) профессионально значимые свойства личности

Факторы препятствующие развитию профессиональной компетентности:

1 Внешние

2 Внутренние

Модель управления формированием профессиональной компетентности воспитателей:

Методист-заведующая- педагог- психолог.

Посещение обсуждение занятий; педсоветы; творческие группы, школа молодого специалиста, семинары, конференции, деловые игры, тренинги.

Психологическое сопровождение это комплекс мер, способов, средств, побуждающих и корректирующих действий воспитателей и сотрудников ДОУ с целью создания наиболее благоприятных психологических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся успешной личности ребенка в соответствии с его возможностями.

Методы психологического сопровождения:

1 Консультации

2 Тренинги

3 Мастер-классы

4 Деловая игра

5 Семинары

6 Круглый стол

Образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Несмотря на достижения в теории и практике в области решения проблемы формирования профессионализма педагога, приходится констатировать, что проблема разработки педагогических и организационно-управленческих условий формирования и совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания. Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью образовательной деятельности в педагогическом процессе.

Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов. Работа ДОУ в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому , строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.

Говоря о деятельности педагогов, нельзя не затронуть вопрос об оценке эффективности их деятельности по трем направлениям,как мне кажется:

  • эффективность для ребенка – положительная динамика качества воспитания и обучения; индивидуальный, дифференцированный подход, успешность;
  • эффективность для родителей – положительная оценка педагогов со стороны родителей, оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения в целом. Сотрудничество и взаимодействие с ДОУ;
  • эффективность для педагогов – активность, выявление своего стиля деятельности, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, стремление повышать свое педагогическое мастерство, успех и удовлетворенность педагогов собственной, новой траекторией профессионального роста.

Таким образом, эффективность формирования профессиональной позиции обеспечивается комплексом созданных условий. К ним относятся психолого-педагогические условия:

1.Формирование мотивации педагогической деятельности, актуализация и обогащение опыта воспитателя (презентация своей деятельности, стажировка, наставничество, курсы повышения квалификации, открытые просмотры);

2.Организация взаимодействия психолога с воспитателем детского сада (обеспечение рефлексии деятельности);

3.Организация методического сопровождения - создание программы самообразования как важного фактора в развитии каждого педагога (школа молодого педагога, информационно-коммуникативные технологии), овладение образовательными технологиями;

4.Организация системы комплексного сопровождения ребенка;

5.Наличие системы стимулирования воспитателей;

6.Разработка и выпуск информационных, методических пособий.

Подводя итог, хотелось бы особо отметить, в эпоху глобального переустройства всего образования в стране идет изменение статуса самого педагога, поэтому повышение квалификации педагогов связано не только с развитием, расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций. Во время повышения квалификации происходит осмысление собственного педагогического опыта и выработка своей педагогической позиции, в сложную, многокомпонентную образовательную деятельность вносится та самая, ценная толика, тепло сердца педагога через его личное участие и ту смысловую канву индивидуальной деятельности педагога.

Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности… А. Дистрвег








«Мальчики и девочки – почему они различные.»


Для чего природе мужское и женское. Ответ на этот вопрос предложил в собственной теории асинхронной эволюции полов доктор био наук, генетик В.А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две обратные тенденции. 1-ая – это необходимость сохранить то, что уже сотворено, закрепить те признаки, которые прибыльны, передать их по наследию, сделать потомков как можно более схожими на родителей. И 2-ая – это необходимость прогресса, предстоящего поиска и конфигурации, контраста потомков, посреди которых когда-то появится конкретно тот, кто даст эволюции новое прибыльное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Итак, борьба ограниченного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старенького, надежного и нового, неизведанного, рискованного.

Эти две тенденции воплощаются и в делении живых созданий на мужские и дамские особи, что дает осязаемую выгоду в реализации обеих тенденций. При всем этом дамский пол сохраняет в собственной генетической памяти все более ценные приобретения эволюции, и цель его – по способности не допустить их конфигураций, а мужской пол, напротив, просто теряет старенькое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может понадобиться в дальнейшем либо уже в реальном, в особенности в момент появления каких-либо экстремальных критерий. Другими словами дамский пол нацелен на выживаемость, а мужской – на прогресс.

Реально в природе количество потомков находится в зависимости от того числа малышей, которое способна воспроизвести женская часть популяции. Это означает, что смерть огромного числа самцов но не всех) может слабо отразиться на числе потомства, тогда как смерть части самок способна приметно понизить размер популяции.

Потому природа «бережет» дамский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс прирожденных признаков у мужского пола существенно больше. Дамы вроде бы более схожи. У парней больше и нужных, и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по неким данным, на 100 глухих девченок приходится 122 глухих мальчугана. Отличия в цветовом зрении тоже почаще встречаются у парней. Посреди малышей с косоглазием, также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми недостатками, с задержкой психологического развития и т.д. существенно больше мальчишек. Логопедические группы детских садов и другие группы для малышей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчишек.

Итак, мы знаем, что мальчишки на 2-3 месяца позднее начинают ходить, на 4-6 месяцев позднее начинают гласить; при рождении мальчишек почаще наблюдаются отягощения, чем при рождении девченок. Выкидыши у дам бывают почаще, если они вынашивают мальчишек. По различным данным, на 100 зачатий девченок приходится 120-180 зачатий мальчишек. Нередко смерть грядущего мальчугана происходит ранее, чем дама выяснит, что она беременна. Статистика указывает, что посреди малышей 7-15 лет травмы у мальчишек случаются практически в 2 раза почаще, чем у девченок. Трудновоспитуемые малыши тоже почаще мальчишки. Мальчишек, даже совершенно малеханьких, почаще ругают, пореже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых почаще содержит только прямые указания («отойди», «принеси», «дай», «сделай», «перестань»), а в общении даже с годовалыми девченками старшие почаще упоминают о чувственных состояниях («нравится», «люблю», «грустный», «веселый»).

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчишек и девченок. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчишек в среднем выше, чем у девченок, но девченки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девченок выше кожная чувствительность, другими словами их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

Игры девченок почаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают впереди себя свои «богатства» – кукол, тряпки – и играют в ограниченном пространстве, им довольно малеханького уголка. Игры мальчишек почаще опираются на далекое зрение: они бегают вереницей, кидают предметы в цель и т.д., используя при всем этом все предоставленное им место. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Не считая того, показано, что мальчишкам в отличие от девченок для их настоящего психологического развития требуется большее место. Если место не достаточно в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Если попросить малышей нарисовать план окружностей собственного дома, то мальчишки в рисунках отражают большее место, умещают огромную площадь, больше улиц, дворов, домов. А умеем ли мы использовать либо хотя бы осознавать и учесть эти различия при воспитании малышей различного пола?

Воспитываем мальчугана, воспитываем девченку.

Давайте зададимся вопросом: если у мальчишек настолько не мало различных отклонений, если посреди их много двоечников и трудновоспитуемых, то почему практически все выдающиеся ученые, живописцы, писатели, докторы, композиторы, конструкторы – мужчины? И почему многие величавые люди плохо обучались в школе? Наверняка, посреди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сумеет воплотить то, что подарила им природа.

Почему?

По-видимому, поэтому, что мы не умеем учить мальчишек. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе в большинстве случаев рассчитана на девченок. Учат и девченок, и мальчишек почаще дамы: дома – мать и бабушка, в детском саду – воспитательница («усатый нянь» – это, к огорчению, фактически везде несбыточная мечта), в младшей школе – учительница, только в средней и старшей школе время от времени возникают учителя-предметники – мужчины. Не поздно ли? Мальчишки и девченки уже перевоплотился в юношей и женщин, и вся сокрытая предварительная работа к этому непростому превращению произошла без роли парней.

А может ли дама вырастить реального мужчину? Навряд ли. А понимаете почему? У неё другой тип мозга и другой тип мышления.

Давайте, сравним картинки малышей предварительной группы детского сада: мальчишек и девченок. Тема задана одна и та же – «После снегопада». Все мальчишки в группе, не считая 1-го, нарисовали уборочную технику, а девченки – себя, прыгающую через сугробы. Если попросить малышей нарисовать дорогу в детский сад, то мальчишки почаще отрисовывают транспорт либо схему, а девченки себя с матерью за ручку. И даже если девченка нарисует автобус, то из окошка непременно она сама выглядывает с ресницами, щечками и бантиками.

Как мальчишки и девченки отвечают на упражнениях в детском саду? Мальчишка глядит на стол, в сторону либо впереди себя и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девченка глядит в лицо воспитателю и, отвечая, отыскивает у него в очах доказательство корректности её ответа и только после кивка взрослого продолжает уже увереннее.

И в вопросах малышей выслеживается та же линия. Мальчишки почаще задают взрослым вопросы ради получения некий определенной инфы («А какое у нас последующее занятие?»), а девченки – для установления контакта со взрослым («А вы к нам ещё придете?»). Другими словами мальчишки (и мужчины) больше нацелены на информацию, а девченки (и дамы) – на дела меж людьми.

Девченки обычно после начала занятия стремительно набирают лучший уровень работоспособности. Преподаватели лицезреют это по обращенным к ним очам и строят обучение таким макаром, чтоб самая тяжелая часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они на девченок. Мальчишки же раскачиваются длительно и на воспитателя глядят пореже. Но вот и они достигнули пика работоспособности. А девченки, напротив, уже начали уставать.

Воспитатель сходу замечает это, потому что контакт с девченками у него налажен отлично — он всегда лицезреет их обращенные к для себя лица. Он начинает снимать нагрузку, занятие перебегает в другую фазу. А мальчишкам бы конкретно на данный момент и нужно дать главный материал. Но самое принципиальное уже дано, а они его пропустили либо не сообразили, потому что в подходящий момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные познания были низкими.

Занятие закончено. Но было ли оно рассчитано на мальчишек, на особенности их физиологических и психологических функций? К огорчению, нет.

У девченок в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь. Нередко они посильнее мальчишек на физическом уровне, их био возраст (даже при схожем так именуемом «паспортном» возрасте) выше. Они оттесняют мальчишек на физическом уровне и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более монотонны, и, видимо, их мышление более однотипно. Посреди мальчишек больше вариантов особенности, они неординарно и персонально мыслят, но их внутренний мир нередко укрыт от нас, Потому что они пореже открывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не задумываются, не отыскивают решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем для себя представить.

В хоть какой деятельности, требующей поиска, свежайшего необычного решения, впереди мужчины. А там, где необходимо высокое исполнительское мастерство, дамы лидируют либо, по последней мере, не уступают мужикам.

Психологи считают, что дамы (и девченки) превосходят парней в речевых заданиях. Даже вначале неречевые задачки они могут решать речевым методом.

Означает, речь лучше развита у девченок и дам?! Оказывается это утверждение спорно. Что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи, непременно, лучше развита у дам и девченок: у их выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, – лучше представлена у мальчишек и парней. Это снова обосновывает, что мощная сторона парней – способность к поиску нового необычного общения, к новшеству.

В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу принципиально выжить, и отбор шел на адаптируемость (приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни), воспитуемость. Потому при неблагоприятных критериях, к примеру, когда наши педагогические воздействия не соответствуют личным особенностям психики малыша, девченки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше либо ужаснее, управляются с заданиями. Мальчишки в таковой ситуации стараются уйти из под контроля взрослого, не подчиняться ему, потому что приспособиться к нехарактерным ему видам деятельности мальчугану только тяжело.

Взрослые должны учесть особенности чувственной сферы мальчишек. Мамам, воспитательницам и учительницам тяжело осознать эту сторону жизни мальчугана — они-то сами другие, они сами отличаются от парней. Вот и выходит, что мать (либо преподаватель) длительно ругает мальчугана, нагнетая эмоции, и сердится от того, что он не переживает совместно с ней, как будто не реагирует на происходящее, вроде бы остается флегмантичным к ее словам. Но она не права. Нет, он не индифферентен. Просто у него уже прошел пик чувственной активности, он отреагировал на первых минутках разговора, но в отличие от матери (и сестры либо одноклассницы) не может длительно задерживать эмоциональное напряжение, он к тому не адаптирован и, чтоб не сломаться, просто отключил слуховой канал, информация до его сознания не доходит.

Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую.

Что тут можно посоветовать? Остановитесь. Ограничьте длину собственной нотации, но сделайте ее более ёмкой по смыслу, потому что мозг мальчугана очень избирательно реагирует на чувственные воздействия. Если ваша речь сводится к двум словам: «Ты – нехороший!» – то чего вы ожидаете от мальчугана? Он дезориентирован. Растолкуйте ему ситуацию очень кратко и очень непосредственно – чем все-таки вы недовольны. Принципиально, чтоб он сообразил это как можно резвее, исключительно в этом случае его реакция будет адекватной.

Принципиальный вывод: мальчишка и девченка – это два различных мира. Если мы не учитываем это, то очень нередко некорректно осознаем, что стоит за их поступками, а означает, и некорректно на их, эти поступки, реагируем. Мальчугана и девченку ни при каких обстоятельствах нельзя воспитывать идиентично. Они по-разному глядят и лицезреют, внемлют и слышат, по-разному молвят и молчат, ощущают и переживают.








«Формирование экологической воспитанности
у детей дошкольного возраста»


Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им производство губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Таким образом, рассуждения об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они уже лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйственную» руку.

Тема этого материала не нова, но нам необходимо с полной серьезностью отнестись к такому вопросу, так как эта проблема является общей для всего населения Земли: глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды. Всё это создает непрерывно ухудшающую среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых мы страдаем в последнее время, а самое главное страдают наши дети. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышление – это единственный выход из сложившейся ситуации.

И так, начинать экологическое воспитание следует с раннего возраста. Учитывая наглядно-действенное мышление детей этого возраста. Знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьется интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребенку, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. И так, исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Доминирование исследовательского метода в обучении не означает исключения иных методов, оно предполагает лишь его преобладание.

Экологическое воспитание как новое направление дошкольной педагогики нуждается в специальных исследованиях, которые могут доказать состоятельность нового подхода в ознакомлении детей с природой. Исследования важны во всех звеньях непрерывного экологического образования, но в сфере дошкольного воспитания они особенно актуальны в силу возрастных особенностей детей, их ограниченных психофизических возможностей, в силу того, что в центр экологического воспитания положены, хотя и адаптированные, но научные знания из области экологии.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Таким образом, экологическое воспитание в наше время вышло на первый план, и ему уделяют все больше внимания. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, конечным результатом которого должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. Непонимание ребенком взаимосвязей между живым и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушению экологических норм и законов. Именно поэтому дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, мы, педагоги, привлекаем родителей к данной проблеме. В ДОУ проводятся родительские собрания, лектории, дни открытых дверей. Ежегодно проводятся выставки цветов, поделок из природного материала, конкурс рисунков о природе. Родители присутствуют на занятиях по экологии, принимают участие в экологических акциях, праздниках: «Мы друзья природы», «Осенняя мелодия», «Зимняя сказка» и т.д. Ребенку нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту – одна из важных задач детского сада. И в этой работе первыми помощниками должны стать родители.

Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.

© 2014 Самодурова
Нина Петровна
  Администрация Весёловского района Министерство образования и науки РФ Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов